1 ноября в Екатеринбурге были подведены итоги регионального этапа V Всероссийского конкурса товарных знаков "Золотник". Конкурса организован юридической фирмой «Городисский и Партнеры», при поддержке министерства экономического развития и торговли РФ.
В конкурсе принимают участие российские и иностранные предприятия и фирмы, работающие в различных сферах производства и реализации товаров и услуг. На суд конкурсной комиссии участники представляют товарные знаки, права на которые зарегистрированы в федеральной службе РФ по интеллектуальной собственности.
Конкурс проводится в два этапа: региональный и федеральный (суперфинал). Уральские предприниматели стали участниками конкурсного этапа, который объединил регионы, входящие в состав не только УрФО, но и в Дальневосточный и Сибирский федеральные округа.
По итогам регионального конкурса были определены победители по трем номинациям: «Оригинальность», «Рекламоспособность» и «Правовая защищенность».
По мнению наблюдателей, особая заслуга конкурса и его организаторов состоит в том, что конкурс направлен на привлечение внимания органов власти, бизнеса и СМИ к вопросам охраны интеллектуальной собственности, в частности, к регистрации и использованию товарных знаков, их роли в создании корпоративного имиджа и повышении конкурентоспособности продукции российских предприятий на внутреннем и внешнем рынках. Ведь не секрет, что использование юридических инструментов защиты входит в число основных методов современного управления интеллектуальной собственностью.
Поэтому особое внимание наблюдателей-юристов вызвала номинация «Правовая защищенность». Приятно отметить, что среди участников-представителей УрФО есть победители. Второе место в «правовой» номинации в региональном этапе заслуженно было присуждено ООО Юридическое агентство «Центр Правовых Решений «АВАЛЬ». Торговый знак «АВАЛЬ» был награжден дипломом «Мал золотник, да дорог» и медалью «Золотник». Бренд «АВАЛЬ» прошел в суперфинал конкурса (федеральный этап), который будет проходить в декабре 2007 года в Москве.
Результаты конкурса прокомментировала патентный поверенный РФ, начальник отдела интеллектуальной собственности ИНТЕЛЛЕКТ-С Светлана Вересова, которая в 2004 году занималась регистрацией знака «АВАЛЬ»:
«Регистрация товарного знака – наиболее эффективный способ его защиты от нежелательных посягательств со стороны третьих лиц. Например, от использования знака конкурентами для незаконного получения прибыли за счет правообладателя, который вкладывает средства в продвижение и создание положительной репутации бренда. Поэтому очень важно еще с момента вхождения на какой-либо товарный рынок (рынок услуг) позаботиться о регистрации товарного знака. Необходимо учитывать, что регистрация товарных знаков не всегда проходит гладко, и успешность результата зависит от опыта патентного поверенного. Немаловажно учесть все «подводные камни» законодательства и сложившуюся юридическую практику.
Во-первых, в качестве охраняемого товарного знака может быть зарегистрирована только та бизнес-символика, которая непохожа, отлична от товарных знаков, уже зарегистрированных в Роспатенте другими предпринимателями или на регистрацию которых подана заявка. Или, как говорится в законодательстве, знак не должен быть «тождественен или сходен до степени смешения» с охраняемыми товарными знаками.
Поэтому попытки зарегистрировать товарный знак могут оказаться безуспешными, если аналогичный знак уже есть в госреестре. Работа патентного поверенного по регистрации знака начинается с запроса в Роспатент о наличии тождественных и сходных знаков в реестре. Когда мы подавали заявку на знак «АВАЛЬ», мы знали, что аналогичный знак принадлежит московской фирме, срок охраны которого истекал только через 9 месяцев. В такой ситуации задача патентного поверенного – правильно рассчитать время подачи заявки. Необходимо, чтобы, с одной стороны, на момент ее фактического рассмотрения специалистами Роспатента срок охраны конкурирующего знака уже был прекращен. А с другой стороны, срок подачи заявки нельзя затягивать, так как заявителя могут опередить конкуренты.
Во-вторых, защита товарного знака на рынке ограничена тем обстоятельством, что охрана предоставляется не на любое использование бизнес-символики, а только в отношении конкретного перечня товаров, работ и услуг, указанных в свидетельстве на товарный знак. Поэтому при регистрации товарного знака важно правильно определить перечень товаров и услуг, которые предприниматель продвигает и собирается в будущем продвигать на рынок под этим знаком.
При этом необходимо учитывать, что в случае неиспользования товарного знака в отношение какого-либо товара или услуги, указанных в документах о регистрации, в течение 3 лет – любой предприниматель сможет оспорить его охрану. Следовательно, при определении стратегии правовой защиты бренда следует сбалансировать перечень классов, указанных в заявке, с одной стороны, и фактическое использование знака на рынке по данным классам, с другой. Думаю, что именно это сочетание характеристик может быть критерием оценки правовой защищенности бренда на конкурсах товарных знаков.
В-третьях, законодательство РФ предусматривает, что в качестве товарного знака могут быть зарегистрированы различные обозначения товара: словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения, а также их комбинации.
Практика ИНТЕЛЛЕКТ-С показывает, что наиболее эффективна защита комбинированных знаков. Она позволяет охранять знак и как лексическую единицу (слово, словосочетание), и как изображение».
|