Москва
выбрать регион | карта сайта
Поиск по сайту:  
Главное меню
Главная
Выбор региона
Карта сайта
Расширенный поиск
Каталог рекламных фирм
Каталог товаров и услуг
Изготовление рекламы
Размещение рекламы
Стимулирование сбыта
Обордование и материалы
Портфолио рекламных фирм
Инструменты рекламиста
Типовая продукция
Каталог тендеров
Работа
Образование
Голосования
Топ 100 сайтов
Новости
Новости компаний
Российские новости
Мировые новости
Аналитика и публикации
Справочная информация
Рекламный форум
 
Опрос на MediaPilot Online
Сторона вашего участия в рекламе
Рекламист - сотрудник рекламной фирмы
Заказчик – сотрудник компании-заказчика рекламы
Я рекламой не занимаюсь.
 
Реклама

Главная / Аналитика и публикации / Поговорим /
Добавить в избранное
Версия для печати

Топ-10 клининговых компаний Екатеринбурга

, ,
08.05.2008

Топ-10 клининговых компаний Екатеринбурга

Стоимость услуг клининговых компаний растет медленнее, чем зарплата сотрудников. В результате доходность бизнеса находится на минимальном уровне. В этих условиях игроки делают ставку на непрофильные услуги, а в будущем и вовсе могут превратиться в управляющие компании.

В Екатеринбурге более 90 клининговых компаний (в прошлом году их было 74). Особенность екатеринбургского рынка — множество средних операторов (со штатом 50-200 человек). По данным Ассоциации предприятий индустрии чистоты Урало-Сибирского округа, таких компаний 64% (для сравнения: в Москве их всего 7%). В то же время у нас крупных игроков лишь 4%, а в столице — 67%. На данный момент в Екатеринбурге все компании обслуживают 9,1 млн кв. м (в 2006 г. — 6,8 млн кв. м). В денежном выражении рынок увеличился на 30-50%.

Зарплаты уборщиков растут быстрее цен на клининг

Опрошенные «ДК» участники рынка клининга сошлись во мнении, что главное достижение последнего года — стабилизация цен. «Заказчики все отчетливее понимают, за что и сколько надо платить. Еще год назад цена после проведения тендера отличалась от рыночной в несколько раз, причем в меньшую сторону. Теперь же расценки стали более-менее реальными», — описывает ситуацию АНДРЕЙ РИДИНГЕ , заместитель директора клининговой компании «Чистая полоса». Одна из причин, по которой операторы отказываются дем­пинговать, — снижение рентабельности бизнеса до минимальной отметки. Сегодня, например, на услуге по ежедневному обслуживанию помещений она не превышает 10%, а еще несколько лет назад достигала 20-30%. АЛЛА ЖУКОВА, директор компании «Технологии чистоты», сообщила, что игроки рынка уже перестают участвовать в тендерах, так как контракты оказываются невыгодными. «Раньше мы тоже демпинговали. Но ресурсы дорожают: основная составляющая клининга — люди. И если ты не заложишь в контракте необходимое количество уборщиков с нормальной оплатой труда, то быстро потеряешь заказ», — объясняет г-н Ридингер. За последний год, по его оценкам, зарплата персонала выросла на 30-40%, а стоимость услуг лишь на 15-20%. При этом оплата труда уборщиков составляет до 70% в стоимости услуги.

Президент АПИЧУСО ЛАРИСА УСТЮЖАНИНА объясняет стремительный рост зарплат дефицитом кадров. Компании, поясняет она, обычно привлекают областных жителей, которые приезжают в город на заработки: «Но сейчас найти работу, скажем, охранником с зарплатой в 15 тыс. руб. можно за час. Уборщик же получает лишь 10 тыс. руб.». В 2007 г. в индустрии трудилось, по данным АПИЧУСО, около 6 тыс. человек. Г-жа Устюжанина подсчитала, что в течение года их количество должно возрасти примерно до 20 тыс. человек с учетом планов по вводу в строй торговых и офисных центров. «Сейчас все думают, где взять людей», — разводит руками Лариса Устюжанина. Чтобы решить столь злободневную проблему, клининговые компании готовы даже инвестировать в строительство или капитальный ремонт общежитий для сотрудников.

Москвичи не расширяют свое влияние

Два года назад в столице Урала стали появляться крупные федеральные клининговые компании. Они заходили на рынок через федеральные торговые центры, такие как «Мега» и «Метро». Первой в Екатеринбурге открыла представительство компания «Ренова Клининг», а в 2007 г. пришла московская фирма «Чистый свет». Год назад доля «иноземцев» составляла примерно 10% рынка Екатеринбурга. Приблизительно столько же москвичи держат и сегодня — констатируют эксперты. Хотя, как отмечал ЭДУАРД АПСИТ, председатель совета директоров группы компаний «Чистый свет» (см. «ДК» № 3 от 29 января 2007 г.), столичный игрок намерен расширять количество объектов и выходить за пределы федеральных проектов. Но пока, по словам Андрея Ридингера, эти планы так и не осуществились: «Клининговую фирму сложно контролировать на расстоянии. Московские компании не могут конкурировать с сильными игроками (от 300 человек) в регионах». Г-н Ридингер сообщил, что из-за низкого качества уборки одна из федеральных клининговых организаций потеряла крупный объект, а его перехватил местный оператор «Чистая полоса». Анна Андрейчук, директор центра обучения специалистов клининга компании «Блиц-АИР», рассказывает, что есть примеры компаний, которые закрыли филиалы из-за потери управляемости и, как следствие, снижения качества услуг. Именно поэтому часть московских игроков предпочитают работать в Екатеринбурге через местных операторов.

Николай Воинов, директор компании «Промклининг», также подчеркивает, что вопреки ожиданиям столичные фирмы не предложили екатеринбургским клиентам новый, более высокий стандарт обслуживания.

Г-жа Жукова сообщила, что в город заходят не только московские организации — в прошлом году свой филиал открыла красноярская компания «Ротекс». Сибирский игрок выиграл тендер на обслуживание объектов ТГК № 9. Однако, по словам Аллы Жуковой, конкурс провели с нарушениями: одна из компаний получила преференции (это подтвердило заключение Федеральной антимонопольной службы).

Клининговые компании стремятся стать УК

Снижение доходности подталкивает компании диверсифицировать бизнес. К примеру, часть из них начинает продавать оборудование и расходные материалы. «В Европе практически ни одна из крупных компаний не обходится без отдела продаж оборудования, инвентаря, химии и расходных материалов. За счет этого сглаживается сезонность бизнеса, а клиент получает дополнительный сервис», — объясняет г-жа Андрейчук.

Еще один путь развития — создание на базе клининговой фирмы управляющей компании. В частности, о таких планах заявила компания «Технологии чистоты» — она собирается заняться эксплуатацией и инженерным обслуживанием зданий, также у нее есть лицензия на вывоз отходов. «В этом году мы выйдем на рынок управляющих компаний через один из офисных центров. Сейчас ищем персонал», — уточнила г-жа Жукова. По ее словам, пока рынок не готов к появлению профессиональных управляющих компаний, но с ростом конкуренции в сфере офисных и торговых центров эта потребность будет возрастать: «В Москве уже есть очереди в хорошие УК».

Опрошенные «ДК» игроки скептически относятся к перспективам подобной диверсификации бизнеса. Г-н Воинов: «На мой взгляд, это не расширение спектра услуг, а создание нового бизнеса. Я не думаю, что подобная практика станет тенденцией. Как правило, девелоперы формируют свои управляющие компании. Плюс к тому их финансовые возможности существенно больше». Как резюмировал Андрей Ридингер, каждый обязан заниматься своим делом: «Клининговая компания должна прежде всего хорошо мыть».

Противоположная тенденция — специализация. Такой путь развития бизнеса выбирают небольшие клининговые фирмы. «Они идут за мелкими клиентами и заказами. К примеру, предлагают услуги помывки окон в киосках. Такие заказы крупным игрокам неинтересны из-за скромных масштабов. Плюс выдергивать людей с крупных объектов невыгодно», — объясняет г-жа Устюжанина. Николай Воинов подмечает, что уже есть компании, живущие за счет разовых работ, но при этом нет постоянных объектов на обслуживании. Рентабельность разовых заказов существенно выше, чем постоянного обслуживания, и нередко достигает 200%.

В городе появится центр подготовки уборщиков

За последний год в Екатеринбурге открылось около 20 новых клининговых компаний, кроме того, свой штат увеличили уже работающие. В результате на рынке появился дефицит не только уборщиков, но и управляющего персонала. Как правило, руководители компаний повышают квалификацию в Москве или Санкт-Петербурге. Именно поэтому «Блиц-АИР» планирует открыть в Екатеринбурге Центр обучения специалистов клининга, который станет учить всех желающих и выдавать удостоверение государственного образца. Сейчас идет процесс получения соответствующей лицензии. «Мы уже более шести лет занимаемся на основе консалтинга внедрением проектов «Профессиональная уборка» и обучением специалистов клининга — от уборщиков до руководителей бизнеса. Мы уверены, что специализированный центр будет пользоваться спросом, и намерены обучать специалистов со всей страны», — объясняет Анна Андрейчук.

Между тем участники рынка клининга сомневаются в перспективах этого проекта. Г-н Воинов сообщил, что в Москве один день курсов уборщиков стоит около 3 тыс. руб.: «Сомневаюсь, что работодатели станут тратить такие деньги на обучение, наблюдая колоссальную текучку кадров. Подобные курсы не очень полезны — эффективнее учить самостоятельно на месте». Г-н Ридингер также высказывает сомнения: «На мой взгляд, обучение не станет отдельным направлением бизнеса. При больших компаниях уже есть специалисты, которые занимаются повышением квалификации уборщиков». Алла Жукова считает, что курсы могут быть полезны тем специалистам, которые работают с частными клиентами, так как этот вид клининга сложнее с технической точки зрения. Однако она вспоминает, что несколько лет назад компания «Технологии чистоты» предлагала провести курсы для уборщиков одной из парфюмерной сети: «Но они не стали этого делать, даже несмотря на невысокую стоимость (около $100)».

Маленькие компании выживут за счет специализации

Игроки признают, что один из самых перспективных сегментов для расширения бизнеса — рынок обслуживания жилищно-коммунальных хозяйств (уборка подъездов и прилегающих территорий). В этой области лидируют две компании — «Чистая полоса» и «Чистый Дом». Андрей Ридингер объясняет низкий уровень проникновения услуги невысокой платеже­способностью населения: «Клиенты не готовы платить больше. Например, сегодня максимальный тариф за коммунальные услуги (мытье подъезда, вывоз мусора и т. д.) составляет 12,78 руб. Плюс к тому Федеральным законом № 184 установлено ограничение на рост стоимости услуг. Вряд ли кто-то из жильцов добровольно согласится платить 100 руб.». По его словам, стоимость уборки формируется с учетом норм 1986 г. (в частности, мытье подъезда обходится в 36 руб. в месяц с квартиры). «Столько стоит час работы уборщика. А как же инвентарь и оборудование? За такие деньги невозможно поддерживать чистоту. Мы сейчас работаем на этом рынке, но только в надежде, что через какое-то время ситуация несколько улучшится в результате реформы ЖКХ. По сути, занимаемся инвестированием (покупаем специальное оборудование) в эти проекты, а отдача появится лишь через несколько лет», — восклицает г-н Ридингер.

Николай Воинов считает, что неприспособленность жилых строений для работы клининговых компаний также тормозит развитие этой услуги: «Если торговые центры при проектировании сразу закладывают наличие технических помещений, то в домах такого нет. В результате уборщику негде набирать и сливать воду. Именно поэтому, как только ты начинаешь обслуживать жилое строение, на пороге тут же появляется СЭС». Г-н Воинов отмечает, что подъезды необходимо в лучшем случае убирать раз в неделю, однако хлопот существенно больше, чем при уборке коммерческой недвижимости: «Клининговые компании идут по пути наи­меньшего сопротивления. Чтобы получить различные лицензии, уходит слишком много времени».

Между тем игроки надеются, что в ближайшие два-три года сегмент обслуживания жилых домов начнет развиваться.

Контактное лицо: Сергеева Ксения, ilyina@apress.ru

Деловой квартал
бизнес-журнал
 
 
 
адрес: 620014, Екатеринбург, Хохрякова, 55
телефон: (343) 212-74-04, (343) 212-76-06, (343) 212-64-93, (343) 212-62-22
факс: (343) 212-69-13
почта: написать письмо


17.08.2018
Любопытные факты о рекламе
1. Каждый год люди тратят на рекламу больше, чем пятьсот миллиардов долларов. Это по-настоящему огромная сумма денег. 2. Привычный для всех нас рекламный баннер впервы...
Подробнее
09.08.2018
Смерть киосков, падение тиражей, опасные законы – Роспечать о рынке печатных СМИ-2012
Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям подвели итоги 2012 года в области рынка «бумажны...
Подробнее
09.08.2018
Изменения на рекламном ТВ-рынке: что ожидать от поправок в федеральный закон «О рекламе»
К чтению готовы Законопроект, предлагающий кардинально изменить правила размещения рекламы на Т, принят Г...
Подробнее
Вход на сайт
 
Реклама


Инструменты рекламиста
Календари на 2016 год